Что будет происходить на рынке, прогнозирует Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»

Обувной рынок восстанавливается, хотя и очень медленно. В 2016 году рынок показал небольшой рост, в 2017 году тенденция сохранится: продажи обуви в России в натуральном выражении, по разным оценкам, увеличатся на 5-6%. С учетом того, что в 2015 г. было падение на 28%, на возврат к докризисному уровню потребуется примерно пять лет. 

Продажи немного вырастут

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, первые четыре месяца 2017 г. все-таки прошли под флагом кризиса. Мы видим, что покупатели продолжают экономить. Реальные доходы населения снизились. Семьи тратят на продукты питания больше половины своих доходов, а еще надо купить лекарства, оплатить жилищно-коммунальные услуги. В такой ситуации большинству россиян приходится и экономить на покупке обуви, к выбору новой пары они подходят более обдуманно и рационально.

Пять трендов обувного рынка в 2017 году

Среднее потребление обуви в нашей стране с 2015 г. составляет около 2 пар на человека в год, что близко к уровню физического износа. Обувь — это товар, который имеет ограниченный срок службы — в среднем 1,5-2 года, поэтому любой человек, независимо от уровня дохода, периодически меняет пару обуви, так как она просто изнашивается. Мы будем видеть постепенный рост продаж, который будет обусловлен в том числе и эффектном отложенного спроса: те люди, которые экономили на покупке обуви в последние два года, вернутся в магазины. Продажи обуви увеличатся, но рост будет плавным — на 4-5% в год.

Потребители переходят в более дешевые сегменты

Затяжной характер кризиса повлиял на структуру потребления. Прежде такого не было. В кризис 2008-2009 гг. было сильное падение и быстрый отскок: если в 2009 г. экономили все, то уже в 2010 г. спрос вернулся к докризисному уровню. Потребители перетерпели один год, но остались в привычных ценовых сегментах. Сейчас иная ситуация: кризис носит затяжной характер, люди адаптируются к новым условиям, пересматривают структуру расходов. В целом уровень жизни снизился. Мы видим переход покупателей из более дорогих сегментов в более дешевые. Обувные компании подстраиваются под эти изменения — выводят на рынок более дешевые линейки товара, в новых коллекциях преимущественно предлагают классическую обувь, универсальные модели, которые подходят под любую одежду, а также модели обуви из искусственных или комбинированных материалов.

Пять трендов обувного рынка в 2017 году

Стабильный курс рубля позволяет планировать развитие

Есть точка зрения, что нужно немного «уронить» рубль, чтобы стимулировать развитие отечественного производства обуви. Однако для производителей обуви новая девальвация не даст нужного эффекта. Это приведет к тому, что у потребителей еще сильнее снизятся реальные доходы. А это невыгодно ни производителям, ни ритейлерам. Мы за то, чтобы курс рубля был стабильным. Только в таких условиях можно планировать развитие предприятия на пять-семь лет вперед: покупать импортное оборудование и комплектующие. А если каждый год курс рубля будет скакать на 30%, то этого не выдержит никакой бизнес-план.

Пять трендов обувного рынка в 2017 году

Продолжается консолидация обувного рынка

У крупной сетевой компании всегда есть преимущество перед разрозненными магазинами с точки зрения цены, логистики, контроля качества. В плане консолидации обувной рынок проходит тот же этап, что и рынок продуктов питания лет пятнадцать назад.

В кризис часть мелких игроков уходит с рынка и у крупных компаний есть шанс нарастить свою долю. Если в предыдущие годы многие российские обувные сети делали ставку на сохранение текущих объемов бизнеса, то в этом году уже ряд ритейлеров планируют рост и открытие новых магазинов.

Пять трендов обувного рынка в 2017 году

При этом ждать активного прихода на российский рынок иностранных обувных сетей не стоит. Конечно, наш рынок привлекает их своими масштабами (до кризиса в стране продавалось более 400 млн пар обуви в год). И некоторые компании (в частности, из Польши и Германии) предпринимали попытки открыть свои магазины в России. Но пока в массовом среднеценовом сегменте иностранцы (за исключением ECCO) не сумели выдержать конкуренцию на российском рынке. Прежде всего это связано с климатическими особенностями: надо разрабатывать коллекции специально для российского рынка, подстраиваться под иные сроки начала и завершения обувных сезонов, потребительские предпочтения и т. д.

Ставки аренды стабилизировались

В 2015 г. ставки аренды торговых площадей существенно снизились — в среднем на 20%. Некоторые арендодатели уменьшили их и в 2016 г. Для дальнейшего падения рублевых ставок предпосылок нет. Впрочем, как и причин для роста. Вот когда повысятся доходы населения, начнется расширение розницы, тогда и ставки могут пойти вверх.

Источник: https://www.retail.ru/articles/142828/

Понравилась статья? Поделись с друзьями! 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку.