Оптимизация ассортимента продукции предприятия

На первый взгляд оптимизация ассортимента продукции производственного предприятия кажется неприоритетной задачей, однако здесь зачастую скрывает значительные возможности для увеличения прибыли. Предлагаем вашему вниманию кейс международной производственной компании, оптимизировавшей управление ассортиментом продукции по Теории ограничений.

Исходные условия

Fleetguard Filters Pvt Ltd

Индийская компания Fleetguard Filters Pvt Ltd занимается производством воздушных и масляных фильтров, реализует продукцию через розницу и дистрибьюторскую сеть.

Цель: увеличение прибыли в 7 раз за 4 года

Проанализировав ситуацию в компании, определили корневую проблему.

Конфликт: загрузка производства 100%, а товары продаются плохо

Завод имея широкий ассортимент товаров, делал ставку на производстве продукции с наибольшей маржой. На первый взгляд, логика верна: произвести больше того, что генерирует больше денег. Однако при размещении заказов на производство не учитывался реальный спрос на эти товары. В итоге, продукция с высокой маржой, будучи невостребованной рынком, приносила только убытки и замораживала оборотные средства. Она насильно «сплавлялась» дистрибуторам, те требовали увеличения кредитного периода, мотивируя тем, что у них нет денег, т.к. предыдущая партия товара не продана. Отношения с дистрибуторами постепенно портились, они стали отказываться от размещения своих заказов на заводе и искали альтернативных производителей. Снижалась прибыль у всех.

Решение: Динамическое управление буфером (инструмент ТОС)

В поиск решения были включены все участники цепочки: поставщики, завод, склад и, наконец, – дистрибуторы. Совместно с дистрибуторами, предоставившими данные о продажах, был проанализирован весь ассортимент завода и классифицирован:

  • по графику производства (на склад, на заказ)
  • по востребованности (ходовые и неходовые)

Стало понятно, что ассортимент и количество производимой заводом продукции не всегда совпадали с фактическим спросом. Возникла задача оптимизации ассортимента продукции предприятия.  Для того, чтобы сбалансировать выпуск товаров с тем, что нужно потребителю, было решено внедрить один из важнейших инструментов ТОС — динамическое управление буфером.

Система буферов позволяет поддерживать запасы в каждой точке цепи поставок на оптимальном уровне, без излишков и недостач. Буфер реагирует на изменение спроса, сравнивает его с уровнем остатков в точке хранения, рассчитывает необходимое количество пополнения запаса и сигнализирует предыдущему звену в цепи поставок о том, какой продукт и в каком количестве необходимо пополнить.

Условно буфер разделяется на три равные (по 33%) зоны: зона риска, оптимальная зона и безопасная зона. В натуральном выражении, количество запасов, соответствующее той или иной зоне, рассчитывается в каждом отдельном случае на основе спроса на конкретную товарную позицию в конкретной точке хранения и других нюансах.

Так, у каждого звена цепи появился свой буфер (см. рис.), отражающий уровень существующих запасов в каждому пункту ассортимента в каждом звене цепочки поставок. И вот, как это структурировало работу всей системы.

Оптимизация ассортимента продукции предприятия

Дистрибуторы, основываясь на ежедневных данных по продажам, размещали заказ на такое количество продукции, чтобы уровень запасов каждого товара на полке находился в желтой зоне буфера. Заводской склад обрабатывал эти заказы и направлял их на завод с указанием очередности производства и количества товаров.

Такая система приоритетов строится на основе фактического спроса и показателей буферов и структурирует:

  • производство товаров,
  • поставки сырья,
  • отгрузки готовой продукции дистрибутору.

Буфер заводского склада показывал заводу, какую именно продукцию необходимо произвести и в какой очередности, а также формировал график отгрузок дистрибьюторам: в первую очередь, производились и доставлялись товары, находящиеся в красной зоне.

Итоги

Благодаря проведенной работе по оптимизации ассортимента продукции предприятия и внедрения динамического управления буферами, были достигнуты впечатляющие показатели наличия продукции на всех этапах цепочки поставок:

Оптимизация ассортимента продукции предприятия

Благодаря постоянному наличию востребованного ассортимента прибыль выросла у всех участников: от завода до дистрибутора. Увеличилась оборачиваемость, и денежные средства не замораживаются в никому не нужных товарах, а производственные мощности используются наиболее эффективным образом.

Источник: http://abmcloud.com/