Хороший руководитель должен знать мотивацию своих сотрудников
Кристина Миронова,
Заместитель директора Дирекции логистики НОТ
ООО «Интерторг ДВ», ТМ Кратон
— Нужна ли система мотивации в отделе закупок?
К.М.: Система мотивации персонала позволяет достигать целевые показатели компании или отдела. В отделе закупок эти показатели всегда есть, для их достижения эти показатели необходимо прямо отображать в мотивации сотрудников. Только задачи должны быть достижимы, а не выполнять роль «кролика в собачьем забеге».
— Если нужна система мотивация, в каком виде?
К.М.: Лучше всего работает система мотивации, которая включает окладную часть и премиальную. Величина премиальной части может варьироваться от 10 до 40%%, По моему опыту, Наиболее оптимальным является величина соотношение бонуса к окладу именно на уровне 40%, т.к. если соотношение меньше, то невыполнение задач для сотрудника не будет значимым с финансовой точки зрения. В то же время бОльший размер бонуса может существенно демотивировать при недостижении KPI, получится, что большая часть работы сотрудника была бессмысленна.
— Нужна ли нематериальная мотивация?
К.М.: Хороший руководитель должен знать мотивацию своих сотрудников. Да, все мы работаем в большей степени ради заработной платы, но кого-то мотивирует именно оплата труда и стабильность, а кого-то профессиональное развитие, причем оплата может быть в этом случае на втором плане. Понимание такой мотивации помогает делать правильную расстановку в штате и прогнозировать последствия от тех или иных действий/событий, к тому же это повышает потенциальный ресурс коллектива. К примеру, сотрудник, нацеленный на карьерный рост, может крайне успешно выполнять делегируемые задачи (и это будет для него своеобразной нематериальной мотивацией), причем это повышает не только его компетенции, но и удовлетворенность работой, что в перспективе снижает уровень текучести кадров. Классические благодарности и грамоты лучших по профессии и так далее тоже весьма успешно можно использовать, но желательно, в купе с материальным поощрением.
— По каким показателям/KPI определять переменную часть?
К.М.: Насколько я понимаю, речь идет о том, какие KPI устанавливать? Все индивидуально для каждой компании, с количественными показателями все, более или менее, понятно, в закупках — это обеспеченность, оборачиваемость или уровень неликвидов, причем первый показатель устанавливают почти все организации, с оборачиваемостью сложнее, нужна серьезная система планирования, да к тому же влияют на нее не только закупщики, но и отдел продаж. Например, оборачиваемость может снизиться из-за того, что значительно снизился объем продаж по той или иной причине, на которую отдел закупок не может повлиять. Уровень неликвидов уже более частный показатель, т.к. устанавливается при наличии «узкого места» именно в этом блоке, опять же, сильно зависит от планирования и устанавливать нужно и руководителям отдела продаж.
Зачастую есть необходимость в установлении более широких показателей, к примеру, в предыдущей компании, где я работала, регулярно поступало в день такое количество контейнеров, которые склад мог принять только за 2 недели. С этим была связана масса проблем, причем за 5 лет ситуация не решена, компания несет убытки, но сотрудники не замотивированы ее решать, так как они отвечают только за обеспеченность, и им важно привезти «чтобы хватило» и как можно раньше. Представьте, что будет, если поставить руководителю отдела закупок задачу по недопущению превышения пропускной способности склада — в этом случае будет четко планироваться и обеспеченность товарами, и приход контейнеров, и анализ загрузки склада будет проводиться.
— Благодарю Вас за интересную беседу.
Добавить комментарий