Растущая конкуренция в аптечной рознице заставляет игроков искать и внедрять эффективные управленческие 003технологии. Одной из них является категорийный менеджмент (КМ), способствующий повышению эффективности бизнеса. Сегодня специалисты смежных отраслей FMCG-рынка готовы поделиться опытом, навыками, методами ведения бизнеса, что, безусловно, полезно для сотрудников аптек. Не только услышать в теории о навыках, методах применения КМ в бизнесе и его структурах, но и использовать их в практических развивающих заданиях смогли участники специализированного тренинга «Искусство управления аптечным ассортиментом. Категорийный менеджмент», состоявшегося в конце февраля в Киеве и организованного компаниями «МОРИОН» и «УкрКомЭкспо». 30 фармацевтов на протяжении 2 дней стали учениками Виктории Снегиревой, генерального директора Национальной консалтинговой группы (Москва, Россия). Тренинг был насыщен большим количеством практических заданий, выступлениями при проведении различных анализов КМ, оживленными дискуссиями, бурными обсуждениями разнообразных вопросов КМ. По словам самих участников семинара, они приобрели практические навыки и инструменты управления ассортиментом на всех этапах — от анализа и планирования закупок до управления продажами в магазинах аптечной сети.

Программа тренинга включала новейшие методы и инструменты КМ — методы планирования и контроля; анализа и оптимизации ассортимента аптечной сети; управления доходностью торговых и экспозиционных площадей; разработки и реализации стратегии развития категории и многое другое. 

Представляем один из инструментов анализа категорий- как определить оптимальную глубину категории.

Как рассчитать количество необходимых товарных позиций (SKU-Stock Keeping Unit; единица учета запасов), входящих в категорию, при которой аптека получит максимальный товарооборот или максимальную оборачиваемость? Кроме АВС-анализа это можно сделать с помощью структурного анализа, который участники тренинга также выполнили на практике. Структурный анализ позволяет рассчитать оптимальную структуру ассортимента, то есть такое количество групп, подгрупп, брэндов, артикулов; их обновляемость и соотношение, при которых достигаются максимальные показатели товарооборота и прибыли.

Структурный анализ базируется на расчете следующих показателей ассортимента:

широта категории — количество входящих в категорию групп (подгрупп, видов, разновидностей);
полнота категории — количество входящих в категорию (группу, подгруппу) брэндов;
глубина категории — общее количество товарных позиций (артикулов, SKU);
гармоничность категории — степень схожести товарных позиций по ценовому ряду;
устойчивость категории — колебания основных показателей ассортимента категории за анализируемый период;
обновляемость категории — количество новых товарных позиций в структуре ассортимента (за анализируемый период).

На первом этапе анализа рассчитывают оптимальные значения показателей. Для этого еженедельные значения товарооборота (или любого другого показателя, например — прибыли, оборачиваемости) сопоставляют с соответствующим значением показателя ассортимента. Данные о глубине (количество SKU) предполагают информацию о товарах, которые были в наличии в ту или иную неделю. Сопоставление производится не менее чем за 12 нед (табл. 2). По результатам сопоставления данных строится точечный график (рис. 3). На график добавляется линия тренда (полиномиальный тренд). На тренде определяется точка перехода (после которой замедляется прирост товарооборота). Точка перехода является оптимальным значением показателя для данного сезона.

Категорийный менеджмент .Глубина категории. Портал Управление запасами&Планирование

Категорийный менеджмент. Глубина категории. Портал Управление запасами&Планирование

В данном случае оптимальная глубина категории находится в диапазоне от 110 до 120 SKU (для определенного сезона).

Структурный анализ следует рассчитывать 1 раз в сезон. После расчета оптимальных показателей ассортимента, категорийный менеджер еженедельно отчитывается перед коммерческим директором за отклонение текущих показателей от оптимальных. Анализ советуют использовать для однородной группы товаров.

Полный вариант статьи читайте на портале Аптека —  http://www.apteka.ua/article/75942

Понравилась статья? Поделись с друзьями!