Алла Викторова, специально для Executive.ru

Розничная торговля меняется стремительно. Сам процесс купли-продажи приобретает новые формы. И все за счет внедрения новых технологий и решений. Что нового появилось за последний год? Какие тренды наметились на рынке? В каком направлении развиваются крупнейшие торговые компании мира?

Вот семь важных новостей ритейла, которые вы могли пропустить.

1. Магазины без касс проникают в реальность

Похоже, можно сказать традиционным очередям на кассе «прощай». Теперь для того, чтобы попасть в магазин, требуется активировать специальное приложение, затем с его помощью самостоятельно просканировать товары и… просто пойти домой. Все остальное за вас сделают датчики движения и система распознавания лиц. Подобный проект первым запустила американская компания Amazon. Затем магазины без касс (и соответственно кассиров) открылись в Шанхае. Сейчас формат берет на вооружение китайское подразделение Auchan. Скорее всего, в серию такие магазины пойдут именно в Китае, так как в стране уже вовсю внедряются общественные системы безопасности на базе видеокамер.

2. Продавцами-консультантами становятся роботы

Искусственный интеллект все чаще используется ритейлерами для создания персональных рекомендаций. Причем подобные решения реализуются как в мобильных приложениях продавцов, так и непосредственно в торговых залах. Роботы (программы, а не андроиды) могут поддерживать беседу о продукте, оценивать фотографии (например, определять цветотип), а также давать консультации на уровне профессиональных стилистов и дизайнеров. На данный момент активными пользователями таких технологий являются продавцы косметики и товаров для дома. Широкий ассортимент, сложность «примерки» и оценки товаров – идеальные вводные для подключения А.Т.

3. Магазины из камня и бетона уступают место временным конструкциям

По всему миру начинают появляться pop-up магазины. Они открываются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и позволяют брендам решать сразу несколько важных задач. В том числе, промотировать новые товары, снижать затраты на аренду, тестировать спрос на товары и т.п. Причем pop-up решения применяют не только ритейлеры и не только в сфере торговли. Так, например. Журнал Marie Claire открыл pop-up магазин в Нью-Йорке, а Amazon запустил pop-up бар в Токио. Формат приживается и на российской почве, правда пока в основном силами иностранных компаний.

4. E-commerce все еще далек от того, чтобы победить традиционную розницу

Интернет-революция, о которой так долго говорили пару лет назад, не свершилась. Традиционная розница и пой сей день очень сильна. Как показало одно из недавних исследований, число магазинов от года к году только растет даже в таких развитых странах, как США. Особого успеха добиваются дискаунтеры и продавцы товаров массового спроса. А тяжелее всего приходится сегменту fashion.

Онлайн-торговля заняла довольно ощутимые позиции в ряде категорий (как, например, электроника), однако на некоторых рынках ее доля более чем скромна (например, продовольственные товары). И последние опросы потребителей по всему миру показывают: люди не готовы отказываться от старого — доброго офлайн-шопинга. Причем молодые покупатели (представители так называемого поколения Z) любят офлайн-магазины даже больше миллениалов. Однако у отечественного e-commerce пока еще просто огромный потенциал для роста. Согласно недавнему исследованию, у российских интернет-магазинов в два раза меньше покупателей, чем у европейских. Так, в нашей стране только 23% населения покупает товары онлайн, тогда как средним показателем по Европе является 55%. Однако разброс велик: от 12% в Румынии до 70% в Великобритании и Дании.

5. Омниканальность становится нормой жизни

Представить современного ритейлера, не имеющего собственного интернет-магазина, довольно трудно. И потребитель активно требует шопинга без ограничений во времени и пространстве. Так, согласно одному исследованию, за 2016 год половина американцев хотя бы один раз воспользовались сервисом «закажи онлайн – забери онлайн». Причем 40% из тех, кто явился за заказом в магазин, в процессе визита купили что-то еще. Чем не повод задуматься? Больше цифр тут.

6. Россияне все активнее покупают товары под собственными торговыми марками сетей

Рост продаж товаров под private label превышает рост продовольственного рынка в два раза. Такие данные озвучила компания Nielsen. Причем, по мнению аналитиков компании, данная ситуация связана не только с падением реальных доходов населения, но и повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей. К тому же это вполне в русле европейских трендов, где private label занимает значимое место уже несколько десятилетий. Сотрудники газеты «Коммерсант», опросившие представителей крупнейших торговых сетей России, выяснили, что все они планируют повышение доли СТМ в обороте как минимум до 20%.

7. Ритейлеры стараются идти в ногу со временем, но иногда просто отпугивают потребителей

Одно из недавних исследований показало, что потребители в буквальном смысле опасаются некоторых новых технологий. Причем самой устрашающей из них было признано распознавание лиц, благодаря которому ритейлер может узнать о человеке все, едва он переступил порог магазина. А вот самой приятной для потребителей оказалась технология, позволяющая совершать покупки голосом, которую наиболее активно и успешно продвигает компания Amazon.

Источник www.e-xecutive.ru